"Газпром", имеющий 300 тысяч сотрудников, гигантские месторождения и трубопроводы протяженностью в 152 тыс. км, является непомерно большой компанией. Занимаясь в основном эксплуатацией углеводородных ресурсов, она проявляет активность и в других сферах - атомной индустрии, СМИ, рыболовном промысле, туризме. Созданный в 1992 году на руинах бывшего советского министерства газовой промышленности, этот мастодонт настолько неотделим от сегодняшней России, что недавно один крупный функционер задался вопросом, "не собирается ли государство в скором времени поменять название на "Газпром".
На 50,1% принадлежащая государству, контролируемая "петербургским кланом", который окружает президента, газовая империя с ее офисом-символом - 35-этажной башней из голубого стекла, этой неприступной крепостью, выросшей в московском районе Черемушки - стала инструментом новой политики Кремля.
Она сводится к единственной идее: "Роль России на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние". А потому нефтяной и газовый секторы являются "инструментом проведения внутренней и внешней политики". Так гласит "энергетическая доктрина" страны, принятая в 2003 году. И неудивительно, что ее президент Владимир Путин посвятил предстоящий саммит "восьмерки" (который он будет принимать 15-17 июля в Санкт-Петербурге) обсуждению проблем "энергетической безопасности".
Поставляющий Европе 26% потребляемого ею газа, "Газпром", который начал снабжать им США и собирается поставлять его в Китай, находится в эпицентре все более оживленной полемики между Москвой и "жирными котами", как выразился российский президент, говоря об остальных членах "восьмерки".
Мечты "Газпрома" о господстве беспокоят европейские страны, особенно с тех пор как компания стала требовать допуска на западные рынки распределения газа. Его стремление контролировать всю энергетическую цепочку - от добычи до распределения - вызывают тревогу. И потом, налицо вопиющее противоречие: выступая в Европе в качестве ревностных приверженцев "рынка", его руководители, похоже, не торопятся соблюдать принципы рыночной экономики у себя дома.
Нет, они не откажутся от монополии на транспортировку и экспорт газа. Да, они будут сохранять контроль над "газовыми" республиками Центральной Азии (Узбекистаном и Туркменистаном), зависящими от российских трубопроводов. Европейцев предупредили: подписанная Москвой 12 лет назад Энергетическая хартия, предусматривающая свободный транзит газа и нефти, не будет ратифицирована, нравится это "жирным котам" или нет. А если те сделают кислую мину, "есть и другие выходы", напомнил Путин.
Например, Китаю обещали поставлять 80 млрд кубометров в год. Не проходит и недели без появления новых проектов поставок российского газа. Хотя Европа и важный клиент, по сравнению с мощью "Газпрома" ее вес невелик. "В какие вы нас пустите месторождения, какие у вас есть магистральные трубопроводы? Если этого нет - а этого нет, - тогда мы должны найти способ адекватного возмещения", - заявил хозяин Кремля на саммите ЕС-Россия в Сочи 25 мая.
В действительности чудовище пугает "даже детей", иронизировала недавно деловая газета "Ведомости". Ошарашенные этой зимой решением монополиста на почве спора с Киевом перекрыть газовый кран, обеспечивающий поставки в Европу, страны ЕС еще больше опасаются сокращения поставок в периоды зимних холодов (конец января - начало февраля).
Сегодня их мучает один вопрос: будет ли "Газпром", позиционирующий себя в качестве одного из главных на планете поставщиков газа, в состоянии выполнять свои обязательства? Тому нет никаких гарантий, утверждают эксперты, в том числе директор Международного энергетического агентства Клод Мандиль. По их словам, России, сидящей на 27% мировых запасов, уже с 2009 года придется столкнуться с нехваткой газа. В последние годы объемы производства у мастодонта не увеличивались, колеблясь между 540 и 550 млрд кубометров в год. Фактически добыча ведется лишь на 5-6 месторождениях. Три крупнейших месторождения (Медвежье, Ямбург, Уренгой) обеспечивают 70-80% всей добычи. Проблема в том, что они истощаются. Будет ли эстафета подхвачена?
В настоящее время лишь немногие из новых месторождений разрабатываются. Конечно, есть Заполярное, но добываемого там с 2001 года газа не хватит, чтобы восполнить грядущий дефицит. Есть и перспективные месторождения - Сахалинское (Дальний Восток), Ямальское и Штокманское (второе в мире по запасам, располагается в Баренцевом море). Но они будут введены в эксплуатацию не раньше 2010 года, а то и позже.
Крайне важное создание российско-западного консорциума по эксплуатации Штокманского месторождения (речь идет о производстве жидкого газа, который будет поставляться на американский рынок) постоянно откладывается. 80% новых газовых месторождений располагаются в регионах, удаленных от рынков, либо их эксплуатация затрудняется суровыми климатическими условиями. Одно лишь освоение гигантских ресурсов полуострова Ямал потребует инвестиций в 65 млрд долларов! Хотя "Газпром" пребывает сегодня в лучшем финансовом здравии, чем десять лет назад, это крупная сумма для компании, которая мало инвестирует (в 2000-2006 годах ее вложения составили 12 млрд долларов, то есть намного меньше, чем инвестиции компаний-мейджоров). Он много покупает (на сумму в 30 млрд долларов, из которых половина ушла на покупку российской нефтяной компании "Сибнефть"), а его эксплуатационные издержки продолжают расти (на 30% в 2004 году). Без партнерства с западными компаниями, располагающими необходимой технологией, он не сможет осуществить свои проекты.
Тех, чьи пожелания в перспективе могут быть удовлетворены, хватает, но партия будет трудной. В условиях происходящего огосударствления энергетического сектора в России западные газовые и нефтяные мейджоры, участвующие в целом ряде проектов в рамках соглашений о разделе продукции (СРП), ждут принятия (отложенного год назад) закона, который ограничит в России доступ иностранных компаний к "стратегическим секторам" национальной экономики. Уже сейчас ранее заключенные СРП ставятся под вопрос. Shell, занятая в проекте "Сахалин-2", может уступить свою долю "Газпрому".
Что касается мелких местных производителей ("Лукойла", "Итеры", "Новатека" и прочих), обеспечивающих 13% продукции, то они не заинтересованы в инвестировании и наращивании объемов производства. Да и что здесь удивительного? На внутреннем рынке газ не может продаваться дороже чем по 40 долларов за 1000 кубометров: это в шесть раз ниже экспортных цен (от 95 до 250 долларов). "Лукойл", например, продает свой газ "Газпрому" за 22 доллара, а тот перепродает его уже по 230 долларов! И как они могут завоевывать новые рынки, если доступ к газопроводам - монополии "Газпрома" - для них ограничен?
При этом внутреннее потребление газа неуклонно растет. Благодаря регулируемым ценам газ остается самым дешевым энергоносителем. Сегодня Россия является вторым в мире его потребителем, хотя ее ВВП составляет лишь 20-ю часть американского. Понятие экономии энергии еще не вошло в российский обиход. Впрочем, 90% потребителей (частных граждан и фирм) и в глаза не видели газового счетчика...
Зажатый в тиски международными обязательствами, напором внутреннего спроса и неясностью перспектив льготных поставок из Центральной Азии (Туркмении все меньше хочется и впредь продавать свой газ по 65 долларов), как будет действовать "Газпром"? Два газопровода, идущие в Китай, пока находятся в проекте, а сооружение Северо-Европейского трубопровода, по которому в 2010 году газ потечет в Германию по дну Балтийского моря (минуя Польшу и страны Балтии), уже началось.
Не ждет ли его судьба "Голубого потока" - газопровода, проложенного в Турцию по дну Черного моря за немалые деньги, но используемого лишь на 30% своей мощности? "На все проекты "Газпрома" можно смотреть с точки зрения инфраструктур. Действительно ли у него имеются контракты на поставки, которые позволят ему заполнить балтийских газопровод? Информация на сей счет противоречива. В 2013 году Северо-Европейский трубопровод должен транспортировать 55 млрд кубометров. Но Россия по сей день не заручилась транспортными обязательствами в этом плане. Она подписала контракт на 10 млрд кубометров только с Wingas (российско-германской компанией) - фактическим филиалом того же "Газпрома", - отмечает один дипломат.
Ясно одно: империи придется больше инвестировать на собственной территории. Иначе, как отмечает Надежда Виктор, исследовательница из Стэнфордского университета, "в случае суровой зимы 2008 года, к президентским выборам "Газпром" столкнется с политически неприятным выбором: или перестать снабжать российских потребителей (то есть избирателей), или перекрыть кран странам Запада - своему главному источнику валюты".
|