“Роснефти” придется опять судиться в Стокгольмском арбитраже с американской First National Petroleum Corporation. Эта малоизвестная компания требует от дочерней структуры “Роснефти” “Тюменнефтегаза” уже $200 млн за срыв партнерства по разработке Кальчинского месторождения в 1990-х годах. В прошлом году апелляционная инстанция уже отменила одно решение в пользу FNPC, но по процедурным основаниям. Как отмечают юристы, поскольку обязывающего решения арбитраж так и не вынес, американский инвестор получил шанс запустить повторное разбирательство, пишет “Коммерсантъ”.
“Роснефть” второй раз будет отвечать в Стокгольмском арбитраже по иску американской First National Petroleum Corporation (FNPС), которая требует компенсации за сорванное партнерство с “Тюменнефтегазом”. 31 декабря 2015 года FNPC повторно направила иск в Стокгольмский арбитраж, увеличив свои требования с $173 млн до $200 млн — с учетом понесенных в судах затрат, и процентов, и выручки от продажи нефти с Кальчинского месторождения “Тюменнефтегаза”. О новом иске “Роснефть” сообщила вчера в отчетности по МСФО за 2015 год. В госкомпании отказались от дополнительных комментариев.
“Роснефть” получила 100% “Тюменнефтегаза” после покупки ТНК-BP в 2013 году, которая разрабатывала Кальчинское месторождение в рамках Уватского проекта. FNPC вошла в СП по этому активу еще в 1992 году, когда “Тюменнефтегаз” был государственным. Тогда компании договорились создать СП “Тюмтекс” для разработки Кальчинского (запасы на первый квартал 2015 года — 3,4 млн т нефти, добыча в прошлом году — 250 тыс. т). Но в итоге партнерство было сорвано, поскольку лицензия на месторождение была оформлена не на СП, а на “Тюменнефтегаз”. О самой FNPC почти ничего не известно, она была создана в Хьюстоне в 1991 году Алексом Гениным.
FNPC обратилась в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (Стокгольмский арбитраж) за возмещением ущерба, причиненного ей разрывом партнерства с “Тюменнефтегазом”, только в 2007 году, сначала в иске ей было отказано. Еще одну попытку американская компания предприняла в 2011 году, и в 2013 году арбитраж вынес решение в ее пользу. А в июле 2015 года апелляционная инстанция в Стокгольме отменила это решение. Как пояснял тогда представитель “Тюменнефтегаза” в шведском суде, апелляционный суд признал решение незаконным, посчитав, что арбитраж вышел за пределы своей компетенции. По его словам, арбитры вынесли решение против “Тюменнефтегаза” на основании того, что в устном заявлении российская компания исказила объем своих оценочных запасов нефти. FNPC об этом нарушении не заявляла, но данное обстоятельство лежало в основе решения арбитража.
Генеральный секретарь Арбитражной ассоциации Роман Зыков полагает, что новый иск от FNPC в Стокгольмский арбитраж — это те же самые требования по нарушениям в связи с СП, что и в первый раз. “В прошлый раз арбитраж рассмотрел иск и вынес решение в пользу FNPC, но потом оно было отменено по процессуальным основаниям. Таким образом, спор между сторонами на сегодняшний день сохраняется, обязывающего решения арбитража не вынесено”. Юрист полагает, что в итоге в арбитраже Стокгольма стороны и сам суд “постараются не допускать тех ошибок, которые были при первом рассмотрении”.
|