Главная » 2018»Март»29 » СОБЫТИЕ ГОДА. «Черное золото» из Нового Порта выходит на мировой рынок
09:05
СОБЫТИЕ ГОДА. «Черное золото» из Нового Порта выходит на мировой рынок
На прошлой неделе в районе посёлка Мыс Каменный начали летнюю отгрузку нефти с Новопортовского месторождения «Газпром нефти». Событие неординарное – впервые «черное золото» из крупнейших на Ямале залежей отправляют на экспорт в Европу. И впервые его доставляют по Северному морскому пути.
От Салехарда до Мыса Каменного - полтора часа на вертолете. Многие десятки километров пейзаж не меняется – голая тундра без малейших следов присутствия человека. Ни населенных пунктов, ни дорог, ни транспорта. Наконец, на горизонте видим Обскую губу. Нам – туда. На берегу оживленно: установлен праздничный баннер, настраивают звук. Наконец, для торжественной церемонии всё готово. Звучит корабельный колокол, и капитан танкера по рации докладывает: «К приему нефти готов!».
Прежде чем попасть на судно, которое доставит «черное золото» к европейским потребителям, нефть должна проделать долгий путь. От центрального пункта сбора в Новом Порту по напорному нефтепроводу длиной сто три километра - на приемо-сдаточный пункт в районе Мыса Каменного. Затем по шланголинии - до небольшого танкера «Ленанефть». Оттуда - перевалка уже на крупный морской танкер. Весь процесс отгрузки займет около двух-трех недель. В сентябре первая партия нефти с Новопортовского месторождения попадет в Старый Свет. За летнюю навигацию этого года по Северному морскому пути на двух танкерах планируют вывезти больше восьмидесяти тысяч тонн сырья.
«Радостно видеть, что мощные ресурсы Новопортовского месторождения вовлекаются в разработку, - говорит заместитель губернатора Ямала Василий Степанов. - Это месторождение с непростой судьбой. Оно было открыто пятьдесят лет назад, но еще недавно никто не знал, как его разрабатывать. То есть поднять нефть - это делать умеют. Но как ее отсюда вывезти и доставить потребителю? На этом все проекты обычно заканчивались»
Ресурсы Новопортовского месторождения – это более двухсот пятидесяти миллионов тонн нефти и трехсот двадцати миллиардов кубометров газа. Запасы колоссальные, однако требуют они и настолько же крупных вложений – интеллектуальных, финансовых, трудовых. Подход к месторождению не могли найти долгое время. А в 2012 году «Газпром нефть» возобновила здесь геологические изыскания и начала подготовку к полномасштабной разработке.
«Сейчас проект находится в активной стадии развития, - рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Газпром нефть» Вадим Яковлев. - Уже пробурены два куста нефтяных скважин и построены ключевые объекты инфраструктуры. Благодаря этому мы в течение двух зимних сезонов выполняли отгрузки нефти, которая пошла на переработку в России».
Ближайшие планы по транспортировке нефти такие: в период летней навигации (а она в акватории Обской губы длится всего два-два с половиной месяца) сырье будут вывозить по Северному морскому пути. В остальное время - по автозимникам до станции Паюта, а дальше - в цистернах по железной дороге. Схема временная. Уже в конце следующего года на Мысе Каменном планируют построить автоматизированный нефтеналивной терминал, который позволит отгружать до сорока тысяч тонн «черного золота» в сутки круглый год. Подобных сооружений в мире сейчас всего четыре: «Manhattan» на Аляске (США), «Nortetminal» в порту Киркинес (Норвегия), два находятся в России. «Варандей» - в Баренцевом море и «де Кастри» на Сахалине.
«Терминал будет работать в экстремальных климатических условиях - температура воздуха здесь опускается ниже минус пятидесяти двух градусов, толщина льда в акватории больше полутора метров, при этом глубина - менее одиннадцати метров. Всё это накладывает определенные ограничения, которые необходимо было преодолеть. Поэтому при проектировании терминала мы заложили самые современные технологические решения, - комментирует генеральный директор компании «Газпромнефть-Развитие» Денис Сугаипов. - Кроме того, специально для нашего проекта создаются шесть танкеров и два ледокола сопровождения - они обеспечат безопасную эксплуатацию терминала при погрузо-разгрузочных операциях».
Уникальный по своей сложности, проект разработки Новопортовского месторождения признан и самым крупным в отрасли по объему инвестиций. В предстоящие три года они составят более ста семидесяти миллиардов рублей. Кстати, по оценкам специалистов, нефть с Новопортовского месторождения - премиального качества и вполне может составить конкуренцию эталонному сорту Брент. На мировой рынок она выйдет под собственной маркой – Novy Port.